2024 © rus: genocide-copyright
В осуществлении геноцида украинцев были задействованы все элементы партийно-советской системы, во главе с коммунистической партией. В 30-е годы Компартия Украины не по национальному составу своего руководства, ни по направлению своей деятельности не была украинской. И действовала полностью под контролем всесоюзной партии. Это обеспечивало политическую содержание Украине в силовой орбите Кремля. Украинская компартия дублировала все законы ЦК ВКП (б) и СНК СССР.
Усугубляло голодовую катастрофу применения режима «черные доски», что официально признавался репрессивным. Репрессивная акция предусматривала продовольственную блокаду отдельных колхозов, сел, районов, превратив их в социальную резервацию больших групп людей, которых держали без еды в течение 5-6 месяцев, предварительно изъяв все съедобное. В 1932-1933 годах режим «черных досок» действовал в 180 районах УССР (25%).
Поводом занесения сел на «черную доску» было не только «отставание в выполнении плана», а и политическое прошлое села: наличие среди жителей активных деятелей УНР и повстанческого движения, негативное отношение к коллективизации и советского режима в целом.
Репрессивный режим применяли в районах и за пределами УССР, где преобладали украинцы. На начале 1932 года система «черных досок» была введена на Кубани. Кубань входила в состав Российской Республики (Северокавказский край), но по языку, традициям и культуре была в то время украинской. По переписи населения 1926 году там проживало 1 млн 412 тыс украинский (75%).
На антиукраинскую направленность Голодомора указывает закон от 14 декабря 1932 года, которым хлебозаготовительная компания связывается с приостановкой национального развития только украинской нации в УССР и ликвидацией этого процесса на территориях ее этнического расселения вне УССР. 15 декабря Сталин и Молотов подписывают закон о прекращении украинизации на Дальнем Востоке, в Казахстане, Сибири, Поволжье, Центрально-Черноземной области.