2025 © rus: genocide-copyright
17 апреля 2019 в Зале памяти Мемориала жертв Голодомора состоялась лекция кандидата исторических наук, етнолога Ирины Батыревой «Визуальные образы в воспоминаниях очевидцев Голодомора 1932-1933 гг.».
Лекция основана на таких актуальных для современных исторических исследований концептах, как образ и память. Анализ общих и конкретизированных «визуальных образов» был сфокусирован на двух ракурсах: во-первых, конструирование и навязывание образов «своего» и «врага» советской тоталитарной властью и отражение этих образов в воспоминаниях рассказчиков-очевидцев; во-вторых, творения визуальных образов индивидуальной и коллективной памятью людей, переживших внутренние психоэмоциональные процессы и чувства, рожденные непосредственно бедствием Голодомора.
Исследовательница рас сказала, как через инструмент пропаганды и агитации в Советском Союзе утвердился миф о роковой угрозе со стороны «внутреннего врага», нацепив такой ярлык определенным социальным группам украинцев: интеллигенции, священникам, крестьянам.
На примере первого в СССР анимационного фильма Дзиги Вертова «Советские игрушки» (1924 г.) было показано, как режим использовал пропаганду для донесения выгодных власти идей к широким слоям населения, манипуляции общественным мнением и психологической подготовки общества к массовому убивству – уничтожения украинцев голодом.
На основе анализа воспоминаний очевидцев Голодомора исследовательница рассказала о доминирующих образах памяти о голоде: образы-персонажи, образы-вещи, зрительные, обонятельные, осязательные образы. На волне всеобъемлющей атмосферы страха и насилия во время Голодомора в нарративах свидетелей Голодомора сформировались как негативные образы непосредственных исполнителей искусственного голода, организованного Кремлем, так и положительные образы ребенка, женщины-матери, «хозяина-кулака» в противовес его «советизированному» образу-антиподу.
Слушатели смогли услышать присоединиться к обсуждению и получить ответы на заранее сформированные вопросы: кто стал так называемым «врагом» российских большевиков в Украине? Кто и для чего сформировал образы «украинских буржуазных националистов», «петлюровцев», украинских «кулаков»? Какие методы усмирения использовал советский тоталитарный режим в отношении украинцев? Почему Голодомор? Как человеческая память воспроизводит внутренние психоэмоциональные процессы и чувства, порожденные пережитым бедствием Голодомора? Какие доминирующие образы Голодомора живут в человеческой памяти до сих пор? Что нам дает это знание сегодня?
Подытоживая, Ирина Батирева провела параллели между историческим прошлым и современностью, обратила внимание на актуальность угроз, которые несут пропагандистские механизмы любых тоталитарных режимов, манипуляции сознанием и тому подобное. Советское прошлое Украины сказывается на современном этапе и время от времени всплывает в виде мифологем, заложенных в прошлом.