Музей и Минобразования провели семинар для учителей о формах и средствах изучения Голодомора в учебных заведениях

19 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2018 Национальный музей «РњРµРјРѕСЂРёР°Р» жертв Голодомора» совместно СЃ Министерством образования Рё науки Украины провели учебно-практический семинар РЅР° тему «Р˜Р·СѓС‡РµРЅРёРµ Голодомора-геноцида РІ учебных заведениях. Формы Рё средства организации обучения». Р’ нем приняли участие около 100 директоров школ, РёС… заместителей Рё учителей истории РёР· Киева Рё РґСЂСѓРіРёС… регионов Украины.

Основанием для проведения семинара стало сотрудничество между Национальным музеем «РњРµРјРѕСЂРёР°Р» жертв Голодомора» Рё Министерством образования Рё науки Украины, задекларированная РІ Меморандуме Рѕ сотрудничестве, подписанном министром образования Рё науки Украины Лилией Гриневич Рё генеральным директором Национального музея «РњРµРјРѕСЂРёР°Р» жертв Голодомора» Олесей Стасюк РІ августе 2018 Рі.

Р’РѕРїСЂРѕСЃС‹ сотрудничества музея Рё школы РІ Украине РЅРµ является новым, поскольку практическое применение новейших методов Рё форм работы РІ формате «С€РєРѕР»Р° - музей» дает ощутимые результаты РІ процессе формирования знаний Рё умений школьников. Р’ музеях Украины успешно появляется такая должность как «РјСѓР·РµР№РЅС‹Р№ педагог», Р° учителя РІСЃРµ чаще РІРёРґСЏС‚ РІ музейных работниках коллег, совместно СЃ которыми можно обучать учеников Рё студентов. Анализ школьных программ РїРѕ истории Украины дает основания говорить Рѕ недостаточном количестве часов, которое выделяется для изучения темы Голодомора-геноцида. Также сами педагоги часто воспринимают тему геноцида украинской нации СЃ позиции рассказа Рѕ неприятном Рё страшном историческом прошлом, забывая, что, РІ первую очередь, знания истории Голодомора, его причин, последствий, позволит нынешним ученикам, РІ будущем - тем, кто будет строить демократию РІ Украине Рё РјРёСЂРµ, уметь распознавать проявления геноцида Рё РЅРµ допустить его повторения РІ будущем.

Еще одной причиной для проведения семинара стало то, что музей в первую очередь является научным учреждением, сотрудники которого проводят исследования. Он также аккумулирует вокруг себя ведущих исследователей истории Голодомора, выдает коллективные и авторские работы, является посредником между академической наукой и школой. Сегодня, в условиях постепенного открытия архивов и доступа к секретной информации, стало возможным более детально и глубоко исследовать причины, масштаб и механизм совершения Голодомора-геноцида. И все эти результаты должны быть доступны для педагогов. Ведь даже беглое ознакомление с непростым периодом 30-х годов дает ответы на многие вопросы современности. Давление тоталитарного режима, террор голодом привели к масштабным демографическим потерям. Углубленное изучение Голодомора-геноцида создаст основу понимания современного менталитета украинцев. Позволит осознать, что искоренение украинских традиций и усмирение народа продолжалось десятилетиями.

С приветственным словом перед участниками семинара выступил Павел Хобзей, заместитель Министра образования и науки Украины. Он отметил, что углубленное изучение темы Голодомора-геноцида в школе сегодня является чрезвычайно важным.

Генеральный директор РќРњ «РњРµРјРѕСЂРёР°Р» жертв Голодомора» Олеся Стасюк отметила, что Мемориал жертв Голодомора работает для того, чтобы стать Р±РѕРє Рѕ Р±РѕРє СЃ учителями РІ нелегком деле изложения истории Голодомора РІ школе. РћРЅР° рассказала Рѕ различных направлениях работы музея: РѕС‚ интегрированных СЌРєСЃРєСѓСЂСЃРёР№ СЃ мастер-классами для самых маленьких, РґРѕ интерактивных СѓСЂРѕРєРѕРІ для старшеклассников, РЅР° которых РѕРЅРё РјРѕРіСѓС‚ развивать СЃРІРѕРµ логическое мышление, примерять разные роли Рё делать собственные выводы. Олеся Стасюк отметила, что даже сегодня встречаются директора школ или учителя, которые пытаются избежать темы Голодомора РЅР° уроках, считая ее отрицательной, невеселой, непобедительной. РќР° самом деле такое мнение – ошибочное, ведь отрицание темы Голодомора сегодня является частью информационной РіРёР±СЂРёРґРЅРѕР№ РІРѕР№РЅС‹, которую ведет РІ Украине Р РѕСЃСЃРёСЏ, Рё знания Рѕ Голодоморе являются оружием, СЃ помощью которого Украина пишет РЅРѕРІСѓСЋ страницу своей победной истории.

Председатель Всеукраинской ассоциации исследователей голодоморов, ведущий научный сотрудник Института истории Украины РќРђРќ Украины, доктор исторических наук Василий Марочко РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ рассказал Рѕ демографических потерях украинцев, ведь этот РІРѕРїСЂРѕСЃ чаще всего задают экскурсоводам музея РІСЃРµ посетители. РћРЅ привел РјРЅРѕРіРѕ примеров замалчивания Рё откровенного уничтожения данных, говорящих Рѕ колоссальном количестве жертв Голодомора-геноцида. Василий Марочко также представил вниманию присутствующих СЃРІРѕСЋ РЅРѕРІСѓСЋ работу - «Р­РЅС†РёРєР»РѕРїРµРґРёСЋ Голодомора», над которой исследователь работал более 7 лет.

Руководитель Центра международной защиты прав человека, доцент кафедры международного Рё европейского права факультета правовых наук Национального университета «РљРёРµРІРѕ-Могилянская академия», доктор права Мирослава Антонович рассказала педагогам Рѕ документальной Рё доказательной базе, которую РѕРЅРё СЃРјРѕРіСѓС‚ использовать РІ учебном процессе, сосредоточивая внимание РЅР° том, что согласно Закону Украины Рё Международной конвенции Рѕ преступлении геноцида Рё его предотвращения, Голодомор 1932-1933 РіРѕРґРѕРІ РІ Украине является геноцидом украинской нации. РћРЅР° РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ остановилась РЅР° каждом РёР· признаков, присущим геноциду как преступлению.

Главный хранитель фондов РќРњ «РњРµРјРѕСЂРёР°Р» жертв Голодомора», Заслуженный работник культуры Украины РќРёРЅР° Лапчинская представила научно-популярное издание «33 РІРѕРїСЂРѕСЃР° Рё ответа Рѕ Голодоморе-геноциде», которое Рє 85-Р№ годовщине Голодомора подготовил Национальный музей «РњРµРјРѕСЂРёР°Р» жертв Голодомора». Издание разработано РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ тех РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ, которые чаще всего задают посетители музея. РџРѕСЃРѕР±РёРµ пригодится как учителям истории, так Рё рядовым гражданам, которые интересуются историей Украины. Рљ слову, РІСЃРµ педагоги, обратившись РІ музей СЃ официальным РїРёСЃСЊРјРѕРј РїРѕ адресу: 01601 Рі. Киев, СѓР». Лаврская, 3 или РЅР° e-mail: memoholod@ukr.net, СЃРјРѕРіСѓС‚ получить его бесплатно.

Во второй части научно-практического семинара педагоги Киева, Днепра и Городища поделились с коллегами своим опытом привлечения медиа-образовательных технологий и новейших интерактивных форм и методов обучения как средства формирования основных компетенций учащихся при изучении темы Голодомора на уроках истории и во внеклассной воспитательной работе. В частности, свои наработки представили Юрий Гайдученко, Елена Бурлака и Наталья Власова.

После семинара учителя имели возможность посетить Национальный музей «РњРµРјРѕСЂРёР°Р» жертв Голодомора», прослушать СЌРєСЃРєСѓСЂСЃРёСЋ Рё пообщаться СЃ музейными учеными.

1/12