Данные официальной регистрации в демографических исследованиях потерь от Голодомора - относительные показатели.

Новости музея14 сентября 2018

Сотрудники Мемориала жертв Голодомора пригласили кандидата медицинских наук, эксперта высшего квалификационного класса, врача высшей категории, криминалиста, судебно-медицинского эксперта Андрея Кися рассказать о результатах судебно-медицинской экспертизы, проводимой при рассмотрении уголовного дела по факту совершения преступления геноцида в Украине в 1932 -1933 годах.

14 сентября 2018 Андрей Кись в Зале памяти Национального музея «Мемориал жертв Голодомора» прочитал лекцию «Судебно-медицинские аспекты исследования Голодомора».

Первая часть лекции касалась вопроса достоверности советской официальной статистики. Итак, по результатам анализа книг регистрации актов о смерти, хранящихся в ЗАГСах, общее количество смертей за 1933 год Харьковской области составляла 22 тысячи. Но в 1934 году органами власти было изъято книги регистрации актов за 1932-1933 годы. В связи с этим, группа начала изучение других документов. Лектор подчеркнул важность судебно-медицинской экспертизы, которая базируется не на сфальсифицированных документах, а на первичных данных из моргов. Еще в 2001 году Андрей Кись обнаружил 8 книг регистрации смертей за 1932-1933 годы Харьковского медицинского морга. Это позволило провести динамическое сравнения данных с морга и ЗАГСов.

Исследования показали, что в марте 1933 года произошли резкие спады смертности. Этот спад объясняется приказом прокурора области о том, что все трупы, которые находятся на территории города, следует отвозить на кладбище без каких-либо остановок и отклонений по маршруту. Также заметен спад смертности в июле 1933 года, а именно с 7 июля 1933: 7 июля 1933 прошел пленум ЦК КП(б)У; 7 июля 1933 судебным экспертам дают новое помещение; 7 июля вышли новые приказы относительно форм транспортировки трупов; 7 июля покончил с собой Николай Скрипник.

 

Лектор рассмотрел различные случаи смертей, вызванных голодом: быстрые (истощение организма) и безбелковый отек. Но люди умирали также от осложнений со здоровьем, которые были нанесены голодом. Речь шла о кишечных и желудочных заболеваниях.

Голод протекает как эпидемия: имеет пороги подъема и снижения. Относительно Голодомора, то документы отображают несоответствие затухания процесса. Если рассмотреть голод в Ленинграде в 1941 года, голод в Судане 1986 и Сомали 2010-2012 годов, то виден быстрый подъем и очень медленный спад смертности. А в ситуации с Голодомором смертность резко обрывается.

Изучены исследователем данные смертности вследствие сыпного тифа в г.. Харькове за 1932-1933 годы показывают постепенное уменьшение количества смертей в результате этой болезни с июля 1933 года. Таким образом, сравнивая эти первичные данные и общую смертность в 1933 году, на основе документов регистрации городских ЗАГСов м. Харькова, заметно несоответствие: медленное снижение смертности от тифа и резкое уменьшение общей смертности.

Говоря о сомнительности официальной статистики, Андрей Кись показал некоторые акты регистрации смерти, вызывающие недоумение. Например, в одном из актов регистрации смерти указано, что человек умер 14 декабря 1933, при том что сам акт зарегистрирован 4 декабря, то есть за 10 дней до смерти.

Такие факты показывают недостоверность данных ЗАГСов и вообще официальной статистики в годы Голодомора. Поэтому эти материалы нельзя брать за основу демографических исследований потерь от Голодомора, а только как относительные показатели.

 

Андрей Кись опровергает тезис об окончании Голодомора в августе 1933 года. Например, в детском изоляторе «Коммунистка» в журналах регистрации за ноябрь и декабрь 1933 указано, что умерло 2 ребенка. Но в других первичных документах указано, что только в декабре 1933 года в этом изоляторе умерло более 80 детей.

 

Во время лекции Андрей Кись показал документы, касающиеся питания в детских домах Харькова, где единственным продуктом была крупа. Питание работников заводов было на уровне: 400-700 калорий, при норме для работников в 3500 калорий. Взрослое население находилось в состоянии глубокого недоедания. Трудно утверждать, что голод прекратился в августе 1933 года, если прочитать доклад начальника отдела Южной железной дороги об улучшении питания работников в ноябре 1933 года до 700-800 калорий в сутки!

Все эти материалы дали основания экспертной группе сделать вывод, что потери от Голодомора только по Харьковской области только в 1933 году составляли не менее 1 млн. человек. 

Особое внимание гостей привлек график, в котором количество детей, «запланированных» в яслях Харькова на 1933 год, полностью соответствует показателю смертности. Это свидетельствует о четком замысле акта геноцида.

Во второй части лекция речь шла о биологических аспектах исследования голода. Медик подробно рассказал обо всех стадиях голодания и процессах, происходящих с организмом человека в это время. 

Андрей Кись подчеркнул, что при длительном содержании среднего уровня грелина и лептина (который прямо зависит от питания), то человек становится полностью управляемым. Так, с помощью Голодомора руководство СССР пыталось превратить украинцев на управляемый советский народ.

 

Следите за анонсами музея и не упустите следующие лекции по истории Голодомора.