2025 © rus: genocide-copyright
В 1932-1933 годах руководство Советского Союза, преследуя намерение уничтожить часть украинцев, официально отрицало факт массовой смертности в Украине от голода и отказалось от международной благотворительной помощи, которая предлагалась часто и при содействии украинцев-эмигрантов. В самом СССР десятилетиями продолжался запрет на память о жертвах Голодомора - никаких публичных разговоров об этом, чествования памяти невинно убитых.
Только с восстановлением государственной независимости украинский народ смог сорвать табу с темы Голодомора и памяти о 7 миллионах своих родных, близких, земляков, которых советская власть жестоко убила в 1932-1933 годах. Силу этому процессу дали люди, которые, несмотря на официальное замалчивание со стороны режима, всегда помнили - что сделали с украинской нацией в начале 1930-х. А также благодаря украинцам и всем, кто их поддерживал, которые за пределами СССР хранили память о Голодоморе и передавали своим детям с 1933 года по настоящее время!
Еще в сентябре 1933 года в мире все, кто имел сострадание к украинцам и осуждали действия советской власти, чествовали память жертв Голодомора. Так 11 сентября 1933 в Берлине проходил День скорби по миллионам погибших от голода украинцев и поминальная панихида на призыв-обращение Администратора и Апостольского визитатора для украинских эмигрантов в Германии отца Петра Вергуна.
А 13 сентября - епископ УГКЦ Канады Василий Ладыка произнес пасторское слово к украинцам, проживающим в Канаде, с резким осуждением действий советской власти в Украине.
Западная Украина, которая на время геноцида Украинской не входила в состав УССР, не оставалась равнодушной к судьбе братьев своих. Украинцы этих территорий приложили большие усилия, чтобы поднять на международной арене вопрос остановки уничтожения голодом украинской нации, организовывали многочисленные финансовые и продовольственные помощи. К сожалению, они были бессильны перед советской пропагандой и вооруженными советскими силовиками, которые располагались по периметру границы УССР, превратив Украину в социальную резервацию. 29 октября 1933 во Львове, в Соборе Св. Юра, состоялась литургия по миллионам убитых украинцев, на которой присутствовали представители Общественного комитета спасения Украины, созданного Митрополитом Андреем Шептицким. Богослужение провели во всех церквях Галицкой Церковной провинции.
Следующие широко публичные скорбные мероприятия, которые организовывали украинцы в эмиграции, состоялись в США почти 20 лет после геноцида. Так 11 сентября 1951 в Нью-Йорке прошел митинг в память жертв Большого Голода 1932-1933 годов с участием мэра города Винсента Импеллиттери и профессора Йельского Университета Рафаэля Лемкина - автора юридического термина «геноцид», который действия СССР против украинцев назвал «классическим примером геноцида». Позже Лемкин призвал ООН признать нарушения Конвенции ООН 1948 года о предупреждении преступления геноцида и наказании за него со стороны СССР.
Уже 21 сентября 1953 на марше украинцев США по случаю годовщины Великого Голода 1932-1933 годов в Украине Рафаэль Лемкин произнес известную ныне речь «Советский геноцид в Украине», в которой изложил собственную концепцию геноцида украинского.
К 40-й годовщине Голодомора, 23 сентября 1973, нью-йоркский отдел Украинского конгрессового комитета Америки организовал большую демонстрацию в память жертв Голодомора в Украине в 1932-1933 годах.
Начиная с 1983 года в столице канадской провинции Альберта, городе Эдмонтоне, ежегодно происходило чтение памяти жертв Голодомора на официальном уровне. В том году в Канаде были установлены первые в мире памятники жертвам Голодомора: «Разорванное кольцо жизни» в Эдмонтоне и памятный знак с посвящением: «В памяти о более 7 миллионах жертв голода-геноцида 1932-1933 годов в советской Украине, сталинского преступления против человечества» в городе Уинсор.
В Украине же церемонии памяти жертв Голодомора стали возможными только с распадом Советского Союза и восстановлением государственной независимости Украины. С конца 1980-х гг., благодаря деятельности активной общественности, уже в сентябре 1990 года во многих регионах Украины прошли траурные мероприятия и панихиды по убитым украинцах в 1932-1933 годах. 1990-е годы в Украине ознаменовались развертыванием широкой исследовательской, поисковой, научной, образовательной, культурной работы, направленной на восстановление памяти о миллионах жертв Голодомора. С провозглашением независимости в 1991 году к делу по чествованию памяти жертв преступления и восстановления исторической правды подключилась и государство. Правда, сказывалась присутствие на многих ключевых постах людей, которые еще вчера были адептами коммунизма. Поэтому финансовой поддержки из государственного бюджета ни одно дело по теме Голодомора так и не получило. Хотя беспрепятственно были реализованы проекты за счет спонсоров, благотворителей и народа.
В 1993 году Президент Леонид Кравчук подписал Указ «О мероприятиях в связи с 60-й годовщиной голодомора в Украине». Тогда же был торжественно открыт памятный знак «Жертвам Голодомора 1932-1933 годов» на Михайловской площади в Киеве, который долгое время, до появления Мемориала жертв Голодомора, выполнял функции места памяти жертв геноцида. В 1998 году Указом Президента Украины Леонида Кучмы было установлено ежегодный национальный памятный День памяти жертв голодоморов и решено чествовать его в четвертую субботу ноября.
В силу различных обстоятельств, название этого памятного дня меняли несколько раз: 2000г. - изменено на «День памяти жертв голодомора и политических репрессий», 2004 г. - «День памяти жертв голодоморов и политических репрессий», 2007 г. - «День памяти жертв голодоморов». Название всеукраинского памятного дня «День памяти жертв Голодомора» сегодня пока бытует только в устной традиции.
В 2016 году в Национальном музее «Мемориал жертв Голодомора», с участием историков и общественных деятелей, состоялось общественное обсуждение этого вопроса. Большинством участников было поддержано решение о целесообразности переименования названия памятного дня «День памяти жертв голодоморов» на «День памяти жертв Голодомора». Ведь, на сегодня в Украине на юридическом и законодательном уровне название «Голодомор» имеет только геноцид 1932-1933 гг. События 1921-1923 гг. И 1946-1947 гг. квалифицируются как массовый голод, геноцидный характер которого пока не доказано. А значит, от употребления слова «голодомора» во множественном числе нивелируется понятие Голодомора 1932-1933 гг., как геноцида. Также, употребление понятия "голодоморы" во множественном числе часто является причиной критики со стороны мирового сообщества и оппонентов, и является поводом для непризнания Голодомора геноцидом украинской нации.
24 сентября 2003 году на 58-й сессии Генеральной ассамблеи ООН в связи 70-й годовщиной Голодомора 1932-1933 годов в Украине состоялось обсуждение вопроса оценки искусственно организованного советской властью голода и чествования памяти жертв преступных действий. А 7 ноября 2003 года Генеральная Ассамблея приняла «Совместное заявление по случаю 70-й годовщины Голодомора - Великого голода 1932-1933 годов в Украине», в тексте которой гласит: «Голодомор - Великий голод 1932-1933 годов в Украине - унес жизни от 7 до 10 миллионов ни в чем не повинных людей и стал национальной трагедией для украинского народа».
С 2005 года вопросы исследования Голодомора, памяти миллионов жертв и признание его геноцидом проводилось на более высоком уровне, поскольку эта тема была одним из приоритетов политики памяти Президента Украины Виктора Ющенко. Именно тогда в Украине, представительствах Украины в мире и странах, где проживают украинцы, было на практике введено ежегодное проведение скорбных мероприятий ко Дню памяти жертв Голодомора - в четвертую субботу ноября. Традиционно, в четвертую субботу ноября, в 16:00, память о более 7 миллионах украинцах, убитых во время геноцида, чествуют минутой молчания и зажиганием свечей на центральных площадях города, у памятников жертвам Голодомора, в храмах и в Зале памяти Национального музея «Мемориал жертв Голодомора» в Киеве. Традицию зажигать свечи в окне своих домов, так называемую акцию «Свеча в окне», в 2003 году предложил исследователь Голодомора Джеймс Мейс: «Даже семь десятилетий спустя мерцающая в окне свеча кажется мне достойным ответом».