2024 © rus: genocide-copyright
9 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о предотвращении преступления геноцида и наказания за него. Советская Украина подписала документ в 1949 году, а в 1954 году - ратифицировала.
"Статья ІІ" Конвенции определяет:
"В данной Конвенции геноцид означает любое из следующих действий, сделанных с намерением уничтожить, полностью или частично, национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:
(а) Убийство членов группы;
(б) Причинения серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
(в) Умышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;
(г) Действия, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
(д) Насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую".
Рафаэль Лемкин, автор понятия «геноцид» и отец упомянутой Конвенции, назвал "уничтожение украинской нации" - "классическим примером геноцида". Согласно Конвенции ООН, Лемкин рассматривал как неотъемлемые составные части геноцида против украинского: вымиранию голодом украинских крестьян, уничтожение украинской интеллигенции и ликвидации Украинской Автокефальной Православной Церкви.
В Украине первым правовым актом, который квалифицировал Голодомор как акт геноцида, был Закон "О Голодоморе 1932-1933 годов в Украине", принят Верховной Радой 28 ноября 2006-го. Статья 1 этого документа установила: "Голодомор 1932-1933 годов в Украине является геноцидом украинского народа". Закон стал политико-правовой почвой для проведения масштабного официального расследования преступления геноцида в Украине в 1932-1933 годах.
В нарушение уголовного дела, СБУ руководствовалась нормами как национального законодательства, так и тех международных договоров, которые в соответствии со ст. 9 Конституции Украины и ст. 3 ККУ представляют часть криминального права. Кроме Конвенции ООН 1948 года о предотвращении преступления геноцида и наказания за него идет речь о таких международно-правовых актах, как Европейская конвенция 1950-го о защите прав человека и основополагающих свобод, Международный пакт 1966-го о гражданской и политических правах, Конвенция ООН 1968-го о неприменении срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности.
В ходе следствия было доказано намерение руководства Советского Союза уничтожить часть украинской нации, которая является первоочередным в доведении геноцидного характера преступления. Вывод о существовании намерения совершить геноцид и осознания этого можно делать из соответствующих фактов и обстоятельств. То есть, намерение не обязательно должно быть четко зафиксировано в документах или изложено в публичных устных речах. О нем можно утверждать, исходя из фактов и обстоятельств преступления.
В постановлении Апелляционного суда, в частности, отмечено: "Органом досудебного следствия со всей полнотой и всесторонностью установлено специальное намерение Сталина (Джугашвили) Й. В., Молотова (Скрябина) В. М., Кагановича Л. М., Постышева П. П., Косиора С. В., Чубаря В. Я. и Хатаевича М. М. - уничтожение части именно украинской (а не любой другой) национальной группы и объективно доказано, что это намерение касалось именно украинской национальной группы как таковой". Предметом специального внимания Апелляционного суда был вопрос обратного действия ст. 442 Криминального кодекса Украины. Опираясь на положение ст. 7 Европейской конвенции 1950 года о защите прав человека и основополагающих свобод и ст. 1 Конвенции ООН 1968-го о неприменении срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности, суд признал, что "отсутствовали любые правовые запреты для применения ч. 1 ст. 442 Криминального кодекса Украины в обратном времени" относительно действий лиц, которые совершили преступление геноцида 1932-1933 годов в Украине.
В рамках своей деятельности как на двустороннем, так и многостороннем уровнях Украина выступает за установление исторической правды и чествование международным содружеством памяти о миллионах украинцев, которые были целеустремленно уничтожены сталинским режимом.
Проблема отрицания преступления Голодомора 1932-1933 годов в Украине в целом или отрицание его как преступлению геноцида, как и проблема отрицания многих других преступлений геноцидов, не являются новыми.
Больше всего отрицания Голодомора как преступлению геноцида слышим в настоящее время от России, которая является правопреемницей Советского Союза. Эта тенденция является очень тревожной для граждан Украины. Аннексии Крыма и русской агрессии на Востоке Украины предшествовали заявления руководства РФ о "единственном народе" русский и украинский с непризнанием украинцев отдельной нацией. Все это вызывает большую обеспокоенность в украинцев, которые пережили геноцид.
Мир, где тоталитаризм в тех или других формах продолжает существовать, должен знать правду о Голодоморе, ведь эти знания позволят избежать подобных трагедий в будущем. Как доказывает мировой опыт, отрицание геноцидов, их игнорирование является чрезвычайно опасным явленим.